WIKILEAKS: история главной хакерской аферы современности

В современном XXI веке, который можно, вне всякого сомнения, назвать веком цифровых технологий, одним из главных ресурсов становится информация – ещё в XIX веке гений дипломатии Шарль де Талейран говорил: «Кто владеет информацией – тот правит миром». Однако добыча этого ресурса зачастую осложняется большим количеством различных факторов, что ставит этот ресурс по труднодоступности в один ряд с самыми непростыми по добыче природными богатствами – такими как, например, горючие сланцы или урановая руда.

Неудивительно, что как только человечество научилось мало-мальски обрабатывать информацию и использовать её себе на пользу, появились такие явления как разведка, шпионаж, закулисные интриги, что делало жизненный уклад информативнее, но интереснее. Люди, владеющие информацией, стали получать просто колоссальное влияние, однако настоящая революция в деле добычи и обработки информации произошла не так давно, волей судьбы оказав огромное влияние на весь мировой уклад. Это стало возможным благодаря одной из самых неоднозначных персон в современной истории человечества. Кто-то считает его героем и человеком своего времени, революционером-инноватором в деле обработки информации, кто-то – просто зарвавшимся хакером, преступником и кибертеррористом. Организация, которую он основал, на протяжении довольно значительного отрезка времени была настоящей головной болью практически всех спецслужб планеты, став настоящим эталоном в деле работы с информационными данными. Он – Джулиан Ассанж, а организация – «WikiLeaks».

Джулиан Ассанж

Некоммерческий проект, известный как «WikiLeaks» (от английского «leak» – утечка), появился в 2007 году. Своей целью тогда еще никому не известная организация ставила доведение важных новостей и информации до общественности, которая «заслуживает правды». Информация должна была быть предоставлена анонимными источниками на правах строжайшей конфиденциальности с помощью различных инновационных средств, гарантирующих безопасность информатора.

Свою деятельность по публикации различных материалов «WikiLeaks» основывали на принципах статьи 19 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение: это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Эта хитрая формулировка со временем станет той самой лазейкой, которая превратит команду Джулиана Ассанжа в практически неоспоримых «гениев шпионажа», а секретные ведомства практически каждого государства планеты – искать миллионы способов прекратить деятельность сайта-ренегата.

Бенедикт Камбербэтч в исполнении Джулиана Ассанжа в фильме Пятая власть”

До 2010 года пользователи «WikiLeaks», по аналогу с «Википедией», имели возможность самостоятельно комментировать и редактировать содержимое сайта. Однако, после ряда хакерских атак (команда Ассанжа до сих пор утверждает, что инициаторами этих атак были американская и британская разведки – ЦРУ и MI-6, соответственно), был введён специальный механизм получения новых данных, основанный на сложной системе сетевых шлюзов и протоколов: сделано это было с целью оставить источники «утечек» информации анонимными. Материалы отбирались, публиковались и обрабатывались редакцией, причем обсуждение между редакторами также шло в специальных чатах по секретным зашифрованным каналам.

Джулиан Ассанж называл себя главным редактором сайта, однако состав всей редакции официально не раскрывался. Всего основателями сайта можно считать около 20 человек – аккредитованных журналистов, программистов, сетевых инженеров и математиков.

Уже в начале своей работы редакторы «WikiLeaks» утверждали, что на руках у них около миллиона секретных документов, которые они готовы опубликовать. Одна из задач сложнейшей системы публикации «WikiLeaks» состояла в том, чтобы однажды опубликованный материал было уже невозможно удалить из сети, для этого в разных странах мира были открыты около трехсот

копий-«зеркал». С 2010 года группа «WikiLeaks» заявляла, что уделяет повышенное внимание анонимности источников информации и готова оплачивать адвокатов всем своим предполагаемым информаторам.

The Adventure Time…

Одним воскресным поздним вечером главному редактору газеты New-York Times Биллу Келлеру позвонил коллега – главред британского «Гардиан» Алан Русбриджер. Русбриджер интересовался, не знают ли американцы, как организовать переговоры так, чтобы их не прослушивали. Получив отрицательный ответ, Русбриджер всё же осторожно объяснил суть дела.

Некая организация под названием «WikiLeaks» получила приличный набор засекреченных документов правительства США. Глава этой организации, некий Джулиан Ассанж, эксцентричный хакер австралийского происхождения без постоянно установленного места жительства, предложил «Гардиан» более полумиллиона копий военных документов по Афганистану и Ираку, дав, кроме того, понять, что у него есть ещё и куча секретной дипломатической переписки. «Гардиан» предложил разделить «эту ношу» с «Таймс», чтобы ускорить процесс обработки документов и усилить размах информационного поля. Ассанж давал согласие, оставалось только дождаться ответа Келлера.

Разумеется, ни один журналист на планете не откажется от сенсации – Келлер сказал да, чем положил начало шести месяцам приключений. Журналистам предстояло работать в стиле «шпионских интриг» – разбирать огромный секретный архив, анализируя колоссальное количество цифровых данных.

Дело осложнялось необходимостью согласовывать действия с источником, мнение о котором у обоих редакторов сложилось одинаково однозначное: «скользкий капризный интриган». Были привлечены множество международных журналистов, юристы и целая армия чиновников, которые, казалось, не могли решить, хотели они работать с журналистами или арестовать их.

Сразу после звонка британского коллеги Келлер отправил в Лондон одного из лучших журналистов – военкора Эрика Шмидта. Тот должен был встретиться с таинственным источником, оценить ценность секретной информации, придумать как поделить её между тремя изданиями (помимо «Таймс» и «Гардиан», к цифровой шпионской сети привлекли немецкий «Шпигель»), и наладить совместную работу. Первый отчет Шмидта обнадежил американскую редакцию: он проштудировал афганские файлы, признав их достойными публикации под грифом «потенциальная сенсация». Дальше, якобы, должно было быть еще интереснее – у «WikiLeaks» была припасена дипломатическая переписка практически из каждого американского посольства. Вот как Шмидт описывал Ассанжа после первой встречи:

«Он высок – под два метра, но неестественно тощий. Бледная кожа, серые глаза и копна белых волос, которые сразу привлекают внимание. Он был какой-то растрепанный, похожий скорее на городского сумасшедшего, чем на гения цифровых технологий. Одет просто: поношенная куртка, мешковатые штаны как будто на несколько размеров больше, с большими нескладными карманами, несвежая рубашка, старые кроссовки и какие-то странно растянутые белые носки. Пахло от него, будто он не видел несколько дней».

Похожий на городского сумасшедшего хакер скинул с плеч огромный рюкзак и вытащил из него целую кучу ноутбуков, проводов, мобильных телефонов и флэшек с секретами «WikiLeaks». В этот момент он был самым опасным человеком планеты. Во время беседы он произвел впечатление умного, хорошо образованного и подкованного в технических вопросах человека, но высокомерного, легко ранимого и, на удивление, легковерного. Ассанж не скрывал презрительного отношения к правительству США и был уверен, что за ним охотятся. Поэтому у него был готов вариант на черный день – среди его сторонников были распространены зашифрованные копии всех секретных материалов из личного архива: на случай, если «WikiLeaks» закроют, его единомышленники должны были расшифровать код и обнародовать информацию.

Джулиан Ассанж предоставил газетам информацию с одним условием: публикации не должны выходить раньше определенных дат, запланированных «WikiLeaks». Вначале шли документы по Афганистану, затем – по Ираку. Что именно и как писать, решали сами редакции. Такие временные ограничения для журналистики, в общем-то, обычное дело, и Ассанж отлично разыгрывал козырные карты: он понимал, что подобное ожидание вызовет дополнительный интерес к истории, особенно если ее освещают сразу несколько изданий. Гораздо позже некоторые новостные издания США утверждали, что им предложили получить доступ к документам «WikiLeaks» в последний момент, если они подпишут контракты, предусматривающие миллионные штрафы за раннее раскрытие информации. «Таймс» же никогда не просили подписать или оплатить что-либо; более того, для «WikiLeaks» в самом начале пути, само упоминание было существенной наградой.

Оглушительный взлет…

Тем временем, в Нью-Йорке сколотили целую банду бойких репортеров, экспертов и редакторов, разместив их в отдельном офисе. Было обозначено строгое распределение ролей для обработки информации: каждый отвечал за конкретную область, в которой лучше всего разбирался, и получил пароль для доступа к данным. От всего проекта веяло, по воспоминаниям одного из действующих лиц, «интригой вперемешку с паранойей», что в общем-то, было неудивительно, учитывая, что им приходилось иметь дело с самой секретной информацией на планете и своеобразным источником, который вел себя как беглый преступник, постоянно меняя места ночлега, адреса электронной почты и номера телефонов. Да и сами журналисты как следует наигрались в шпионские игры: они пользовались зашифрованными хостами, обменивались сообщениями по скайпу, поскольку считали, что так их сложнее подслушать. Во время конференц-связи использовались кодовые слова шпиона-любителя: Джулиан Ассанж – «источник», набор данных – «пакет» и так далее: всё это выглядело как кадры из какого-то второсортного боевика, но Ассанжу было глубоко безразлично на имидж: например, когда журналисты «Таймс» отправились в командировку в Пакистан и Афганистан, он не отправил им вообще ничего, потому что был уверен, что всё отслеживалось куда пристальнее обычного. По каждому же полученному файлу необходимы были долгие консультации с юристами – как именно опубликовать секретный документ и не нарушить при этом закон, объективно при этом понимая, что любое правительство может пойти на любые меры, чтобы воспрепятствовать такой работе или предъявить обвинения.

https://s1.tchkcdn.com/g-ZPobZPpZ12oH1CVTM371LQ/14/163957/1580×976/r/0/2011_05_10t170838z_982497902_lm1e75a1b0901_rtrmadp_3_britain.jpg

На деятельность «WikiLeaks» влиять не мог абсолютно никто, как и на то, что именно произойдет, когда все материалы начнут гулять по блогосфере. Такие риски заставили журналистов заключить негласный меморандум – не публиковать материалы, подвергающие риску чью-либо жизнь. Поэтому решено было убрать имена обычных граждан, местных чиновников мелкого ранга, информаторов, гражданских активистов и других людей, замешанных в общении с американскими военными и/или дипломатами. Вырезались также и все детали, имеющие отношение к текущим операциям по сбору разведывательных данных, военной тактике, либо предоставляющие интерес для террористов – сам Ассанж несколько раз заявлял о кибератаках на сайт с неизвестных ближневосточных IP-адресов – дальнейшие, куда более поздние исследования, показали, что атаки эти совершались со стороны экстремистских организаций исламистского толка.

Со временем, отношения «Нью-Йорк Таймс» и «WikiLeaks» переросли из осторожно-доверительных в откровенно враждебные: Ассанж капризничал всё больше и высказывал всё больше претензий. Если раньше по требованию Ассанжа могли убирать из публикации целые тексты, над которыми бессонными ночами корпели сразу несколько журналистов, то теперь иногда даже не указывалась ссылка на «WikiLeaks» как источник. А однажды вышла статья, посвященная самому Ассанжу: из нее следовало, что в «WikiLeaks» происходят разногласия, связанные с диктаторскими замашками Ассанжа как руководителя. Сам гений ведения кибервойны к тому времени уже почувствовал себя звездой: изгой с огромным рюкзаком и растянутыми носками превратился в светского персонажа с крашенными и аккуратно стриженными волосами, в дорогущем костюме и ультрамодным галстуком.

Он стал культовой фигурой для молодых левых европейцев и магнитом для женщин, походя на злодея из какого-нибудь мегапопулярного бестселлера.

В октябре «Wikileaks» передал «Гардиан» третью часть архива секретной дипломатической переписки Госдепа США с его филиалами по всему миру. На этот раз Ассанж выставил самое жесткое требование из всех: англичанам запрещалось делиться этой информацией с «Нью-Йорк Таймс». Кроме того, он привлек испанскую газету «Эль Паис» и вел переговоры с двумя другими американскими изданиями. «Гардиан» это условие категорически не устроило, ведь, кроме теплых отношений между двумя редакциями, их объединяло еще и то, что «Таймс» обеспечивали дополнительную огромную аудиторию, и, что было еще важнее – доступ к правительству США для официальных комментариев.

В это время у многих начало складываться впечатление, что Ассанж теряет контроль над своей базой данных – тут и там всплывали обрывки секретной информации. Ливан, Норвегия, Иордания, Австралия, Конго – география была широкой и непредсказуемой. Англичане решили, что эти утечки освобождают их от обещаний, и поделились данными с «Таймс». 1 ноября 2010 года Ассанж и его адвокаты ворвались в офис главного редактора «Гардиан» Алана Русбриджера. Глава «WikiLeaks» был вне себя от ярости, узнав что ныне ненавистная ему газета получила вкусную порцию архивных данных. Переговоры шли восемь часов. Ассанж поставил практически невыполнимое условие: публикация официального извинения на первой полосе обеих газет. Поскольку и англичане, и немцы из «Шпигеля» мягко дали Ассанжу понять, что сотрудничество с «Таймс» не будет прекращено, ему ничего не оставалось, кроме как обсудить время выхода публикаций – ведь архив уже был в распоряжении американцев, которые легко могли использовать его как джокер против киберборца за идею.

…И чувствительное падение

В основе разоблачения «WikiLeaks» стояла либо трагическая случайность, либо преступная халатность: среди данных, которые «Гардиан» передали «Таймс», затесались данные под грифом «Совершенно секретно» – тысячи личных писем агентов спецслужб и дипломатическая переписка высочайшего уровня. Все понимали, что эти данные – вещь куда более взрывоопасная, нежели данные о войне в Афганистане или Ираке. Поэтому «Нью-Йорк Таймс» решили заранее предупредить Белый дом о готовящихся материалах. Через несколько дней руководителей редакции пригласили «в комнату без окон в госдепе США, где их встретила неулыбчивая группа людей». За круглым столом собрались сотрудники Белого дома, государственного департамента, ЦРУ, ФБР и Пентагона. Единственный стенографист барабанил по клавиатуре, настроение было напряженное. Была достигнута принципиальная договоренность: газетчики обязались отправлять куда следует пакеты документов с материалами для будущих публикаций, где их анализировала целая группа экспертов, затем передавая региональным специалистам, которые, ориентируясь на пожелания всех государственных органов, выкатывали единый стандарт публикации информационных материалов. Опасения американских чиновников были оправданными: будучи опубликованными, они бы стали настоящей бомбой, ведь здесь – сообщения со всего света: из каждого посольства, консульства, военного ведомства. Там был материал для сотен статей: откровенные оценки иностранных лидеров, описания сложных переговоров, предположения о коррупции и двуличии, бесчисленные закулисные подробности.

Публикация этих документов привела к громкому скандалу: сайт опубликовал копии телеграмм, которые поступали в госдепартамент из посольств по всему миру. Депеши содержали откровенные, зачастую нелицеприятные отзывы о зарубежных лидерах и оценки проводимой ими политики.

В декабре 2010 года MasterCard, PayPal и Visa прекратили принимать пользовательские пожертвования в пользу портала, мотивируя свое решение вовлеченностью сайта в противозаконную деятельность.

Ассанж вынужден был перейти к конспиративному образу жизни, в 2012 году скрывшись на территории посольства Эквадора на территории Великобритании. Последовали новые разоблачения, но эксцентричный хакер практически подписал себе приговор: в 2019 году Эквадор аннулировал его неприкосновенность, и прямо в посольстве Ассанж был арестован британской полицией. Впереди у него длинное судебное разбирательство, в Швеции ему грозит срок за изнасилование, а в США – смертная казнь.

Само же правительство США практически ведёт войну на уничтожение WikiLeaks – на данный момент, сайту отказываются предоставлять услуги ведущие цифровые провайдеры, заморожены более 100 тысяч евро счетов в виде пожертвований, собранных для судебной защиты Ассанжа и поддержки серверов WikiLeaks. Тем не менее, у организации по-прежнему много сторонников: ресурс продолжает публикации секретных материалов. В 201 году мир потрясло обнародование сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом секретной информации о глобальной слежке Агентством национальной безопасности США за гражданами других стран. Миру стало ясно: цифровые технологии обработки, распространения и защиты информации окончательно вышли на одно из приоритетных мест, оказывая существенное влияние не только на развитие IT, но и современной геополитики. Это один из самых ярких примеров влияния цифровых технологий дешифровки данных на целую огромную сферу жизни общества. Вольно или невольно, австралийский идейный кибергений запустил технологическую революцию, последствия которой сказываются на человечестве и сегодня.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.